О книгах

Книги, которые мне хочется вам порекомендовать. Книги для родителей о детях, и книги для детей. Развивающие пособия. Рекомендую только то, что читала и что использую в работе. Приятного чтения!

пятница, 30 мая 2014 г.

Знакомим ребёнка с природой. Если вы остались летом в городе.



   
 Я   считаю,  что  лето - наиболее  благоприятное   время  для  того,  чтобы   родители   уделили  как  можно   больше   внимания   очень   важному   вопросу - ознакомлению   детей  с  природой. О   том,  почему   это   важно,   я   уже  писала здесь   .  А   сейчас   пару   слов   о   том,  почему   именно   сейчас.

Во – первых,  дни  летом  длинные,  на  улице   тепло  и  солнечно,  погода     весьма   комфортна  для  организма  человека.  Большинство   людей  летом  и  чувствуют   себя   отлично,  и   ощущают   себя  бодрыми  и  энергичными.  У   многих  родителей  летом   отпуск,  некоторых    детей  отвозят  на  дачу  или  в  деревню  к  бабушке,  и  даже  если  ребёнок  остаётся  летом  в  городе,  взрослые,  в  основном,  находятся  в  приподнятом «летнем»  настроении,  настроены «на  позитив»,  и  такое   состояние  отлично  подходит  для  того,  чтобы  уделить  время    развитию  своего  ребёнка.

Во – вторых,  летом  российская  природа  «оживает» - всё   цветёт,  всё  растёт,  всё  плодоносит.  Гораздо  легче     показать   ребёнку  летом    различные  цветы  и  деревья,  чем  потом  зимой   пытаться    ребёнка  с  ними  знакомить,  опираясь   на   картинки  в  книжках,  порой   не  очень  удачные.

В – третьих,  если  вы  довольно  интенсивно  занимались  с  ребёнком   9  месяцев  учебного  года,  летом    надо   дать  ребёнку  отдохнуть. Но  это  не   значит,  что   лето  подходит    только   для   физической  активности   ребёнка.  Летом   полезно  закреплять  пройденный  материал (лучше -  в  форме  игры   и  творческих  заданий,  в  рисунках,  аппликации,  лепке). И   ещё   летом   самое   время   отправиться  с  ребёнком  в  увлекательное   путешествие  в  мир   природы!



             Если    вы    остались  в   городе.
1.       Предложите  ребёнку    поиграть  в   игру  «Найди   10   отличий».  Когда  вы  идёте   по   хорошо   знакомой  ребёнку   дороге  в  детский  сад (или  на  прогулку),  напомните  ребёнку  о  том,  что  несколько   месяцев   назад   ещё   была   ранняя   весна   и  повсюду   лежал   снег.  Предложите   ребёнку   вспомнить,  что   окружало  вас   тогда,  как    выглядели  знакомые   улицы  и  дворы,  какими   были   растения,  как  вы  были  одеты. А    теперь  предложите  ребёнку   соревнование -  кто   найдёт   больше   отличий   родного   города   летом   от   города  в  зимнее   время.  Как    любая   «словесная » игра,  это   соревнование   активизирует   внимание  ребёнка,  память,  речь,  логическое   мышление,  поможет   вспомнить  и  уточнить    приметы   разных   времён   года.
2.       Познакомьте   ребёнка  с  деревьями,  растущими  в  городе (  а  вы  сами   хорошо   разбираетесь  в  деревьях?).  К  поступлению   в  школу   ребёнок  должен  узнавать  по  коре  и  форме  листьев  не  менее   10  деревьев.  Если  вы  не  уверены   в  своих  познаниях,  обратитесь  к  энциклопедиям  или  интернету.  Если  вы   только  начинаете   знакомить  ребёнка  с  названиями  деревьев,   для  начала    назовите  и  покажите   3 – 4,  когда   ребёнок   запомнит  их   названия  и   научится   отличать   их  по  форме  листьев,  добавьте    ещё   2  дерева.  Научите  ребёнка  различать   и   называть   части   дерева – ствол,  ветви,  листья. Объясните   ребёнку,  что   под   землёй   находятся   корни.  Корни   питают   дерево – они   втягивают   из   земли   влагу   и  питательные   вещества, необходимые   для   роста   и  развития   дерева,  а  также    удерживают   дерево   в   земле.
3.        Сделайте    нехитрый   гербарий  -  соберите    по  1-2   листика   каждого   дерева,  высушите  их    между   листами  толстой  книги (обязательно    проложите   вокруг    листьев   листы   газеты,  чтобы  не  испортить  книгу! ). Купите   альбом  для   рисования   и  наклейте    туда  листочки,  на   каждой  странице  -  с   нового    дерева. Если   ваш   ребёнок   умеет   писать – предложите   ему   сделать  подписи – с  какого  дерева  листок.  Если   ваш   малыш   пока   не   знает   буквы,  вы   можете   сами   подписать    объёмными  буквами   и  предложить  ребёнку   буквы  раскрасить.  Обязательно    похвалите  ребёнка,  покажите   свой   гербарий   родным  и  знакомым,  подчеркните,  что  вы  делали  это   вместе   с  ребёнком,  что  он  уже   различает   столько   деревьев.  Можно   предложить  ребёнку  и   самому   порисовать   деревья,  листочки,  и   вклеить  его  рисунки   в  ваш   гербарий.  Из   засушенных   листьев     можно   составлять   очень   интересные   композиции,   предложите   ребёнку   составить   из    листочков   и  приклеить  на   бумагу    «Необычное    животное»    или   «Самый   красивый   цветок»,  «Гостя   из   волшебной   сказки".
4.       Уже    несколько  лет   нашу   любимую   столицу  украшают  клумбами,  надеюсь,   в  других   городах   тоже   есть  клумбы – посаженные  городскими  службами,  или   руками   жителей.  Помогите   ребёнку   запомнить   названия    клумбовых    цветов  (5 – 7  названий).  Рассмотрите   их   отличительные  особенности  ( размер,  цвет,  форма   цветка  и  соцветия). Обратите   внимание   ребёнка   на  то,  что   очень   многие   цветы   имеют   огромное   разнообразие   расцветок (например,  петуньи  бывают   белыми,  розовыми,  красными, фиолетовыми,  сиреневыми,  и  даже  полосатыми!) Расскажите  ребёнку,  что    у    цветкового   растения   есть    стебель,  лист,  цветок,  корни.  Объясните,  что  когда   цветок   отцветает,  на   его    месте   образуются  плоды  -  семена,  из   которых,  если   посадить  их   в   землю   и  ухаживать   за   ними,   может   вырасти   новое   растение.  Предложите   ребёнку   подумать   -   а  почему   многие   цветы   имеют   сильный    и   очень   приятный   аромат.  Объясните   ребёнку,  что   таким   образом     цветы   привлекают   насекомых.  Насекомые     перелетают   с   растения   на   растение   и   собирают   нектар,  и   в  то   же   время     они   переносят   пыльцу    с   одного   цветка   на   другой   цветок,  благодаря   чему    завязываются    плоды – семена.
5.       Предложите   ребёнку     порисовать     цветы   (отличная    идея  -   кому – нибудь  в  подарок)  красками   или   цветными   карандашами.  Очень   красивые   цветы   получаются   пастелью   и   восковыми   мелками.  На   первых   порах   важно   не   то,  насколько     цветы    похожи   на    образец,  важно   желание   ребёнка    выражать   свои   впечатления   от   увиденного,  радость   от    возможности  передать  на   бумаге    красоту    природы!    Можно    предложить    ребёнку   такие   темы  -  «Нарисуй    сказочные   цветы»,  «Придумай   и  нарисуй,   цветы,  которые   понравятся   всем  людям».
6.       Расскажите    детям   о   том,   что   растения   очень   хорошо   научились   приспосабливаться   к    той   среде   обитания,  в   которой   они   растут.   Всем   растениям   нужны   для   роста   и  развития   тепло,  вода   и   свет,  но   есть   растения,  которые   очень   любят   солнышко,  а   есть  такие,  кто   предпочитает  тень.  Одни   растения   очень   нуждаются   в   большом   количестве   влаги,  и  потому  «селятся»    по   берегам      рек ,  озёр   и   других   водоёмов.  Гуляя  с  ребёнком   в   поле,  в   лесу,  в  парке,  на  берегу   реки,  обращайте  внимание,  какие   именно   растения   вам   встречаются,  и  делайте   выводы  о  том,   в   чём  больше   всего   нуждаются   эти   растения,  почему  они   растут   именно   здесь.
Моя   следующая   статья   будет  посвящена   ознакомлению   с   природой    ребёнка,  который  проводит  лето  на  даче,  и   того   счастливчика,  кто  оказался  летом  в   деревне.

2 комментария:

  1. Наталья, спасибо за интересный материал!

    ОтветитьУдалить
  2. Мы как раз остались в городе, спасибо!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...